Как часто вы приобретаете что-нибудь в интернет-магазинах? Насколько я могу судить, покупки через интернет если и не стали чем-то столь же привычным, как поход в обычный магазин, то, в любом случае, перестали быть чем-то экзотическим. Многие мои знакомые время от времени покупают в интернет-магазинах книги, компьютерную технику и даже билеты на поезд. Да и сам я свой нетбук покупал именно в интернет-магазине. Более того, согласно статистике, даже продажа через интернет-магазины одежды и белья растёт в среднем на 50 процентов в год. |
Почему те или иные покупки люди делают именно в интернет-магазинах. Тут можно выделить три основные причины.
Первая – более низкие цены. С одной стороны, это обусловлено тем, что владелец обычного магазина должен покупать или арендовать под него огромные помещения, а недвижимость – штука дорогая, особенно в хороших районах. Владелец же интернет-магазина может позволить себе просто арендовать складское помещение на окраине.
С другой стороны, интернет-торговля позволяет продавцам легче уклоняться от налогов и обходить некоторые таможенные барьеры. Впрочем, как я думаю, последний фактор просуществует недолго, ибо наше государство начинает контролировать интернет всё активнее.
Вторая причина – возможность купить тот или иной товар в любое удобное время и не отходя от компьютера, вместо того, чтобы куда-то ехать за ним. Последнее особенно актуально для Москвы с её огромными расстояниями и пробками. Соответственно, не удивительно, что первые интернет-магазины появились именно в столице.
Третья причина – широта ассортимента. Большое ли разнообразие выбора тех или иных товаров вы найдёте в каком-нибудь райцентре? Более того, даже мой Смоленск с его 350 тысячами жителей порою удручает однообразием того, что есть в совершенно разных магазинах. Бывает даже так, что за какими-то вещами люди специально едут в Москву. Но ведь за какой-то мелочёвкой туда не поедешь. И здесь именно интернет-магазины представляются оптимальным решением.
Собственно говоря, именно данный фактор стал основным стимулом к развитию интернет-торговли в Америке, где сегодня покупки через интернет стали абсолютной нормой. Думаю, именно доступ к гораздо большему количеству товаров станет и основным фактором развития отечественных интернет-магазинов.
При этом нельзя сбрасывать со счетов ещё тот момент, что крупные торговые сети, даже если у них есть представительства в небольших городах, зачастую не могут позволить себе держать там большой запас разнообразных товаров. Это просто нерентабельно. Но зато большинство крупных торговых сетей, как, например, МИР, Эльдорадо, Спортмастер, Дикая Орхидея, имеют свои интернет-магазины.
А благодаря тому, что тот же мобильный интернет доступен даже во многих деревнях, то и житель каких-нибудь Далёких Васюков, имеющий компьютер, может фактически приобрести вещь почти в любом крупном магазине России и мира и получить товар, придя на почту.
Почему же интернет-магазины в России ещё не стали реальным конкурентам обычным магазинам? На это опять же есть три причины.
Первая – хоть компьютеры и интернет становятся всё более доступными, но они есть не у всех.
Вторая причина – отсутствие культуры дистанционных покупок. В той же Америке продажи по почтовым каталогам на протяжении десятилетий составляли значительную долю торговли.
У нас же разве что в советские времена существовал мало вразумительный ПОСЫЛТОРГ с ограниченным ассортиментом (впрочем, я не удивлюсь, если некоторые узнают о том, что такая организация была, именно из моей записи), плюс книжные каталоги, существующие до сих пор. Так что, как видите, о привычке россиян к дистанционным покупкам говорить не приходится.
Третья причина торможения в развитии интернет-торговли – недоверие покупателей. Многие полагают, что надёжнее, если ты, заплатив деньги, сразу унесёшь с собой товар. А интернет-магазины в большинстве случаев работают с предоплатой. При этом, безусловно, как и везде в современной России, здесь есть некоторый процент мошенников. Однако, как показала практика, если делать покупки в интернет-магазинах крупных компаний или в уже проверенных, то возможные риски сводятся практически к нулю.
Наконец, в таких сферах, как торговля мужской и женской одеждой и бельём существуют ещё два фактора, сдерживающих развитие. Это отсутствие возможности потрогать товар и вероятность ошибиться с размером.
Частично эта проблема решается тем, что во многих соответствующих интернет-магазинах есть подробные таблицы с размерами, товар сфотографирован со всех сторон, а на укрупнённых снимкам можно рассмотреть мелкие детали и фактуру материала. Нередко и консультанты магазинов готовы ответить на все вопросы покупателей по аське, в скайпе или по бесплатным телефонам.
Безусловно, это не устраняет до конца вероятность, что вещь не подойдёт. Но в той же сети «Дикая Орхидея» приобретённый товар можно вернуть не только обратно в интернет-магазин, но и сдать в ближайший из трёхсот обычных магазинов сети.
Так делать ли покупки в интернет-магазинах? Пожалуй, да. И не только потому, что сейчас это модно, но и потому, что это выгодно, удобно и открывает более широкий выбор возможных приобретений. И если при этом не рисковать, делая дорогие покупки на сомнительных сайтах с невероятно низкими ценами, то, скорее всего, покупать через интернет вам понравится.
А вы пользуетесь услугами интернет-магазинов?