Спор о том, существует ли Бог – вещь неблагодарная. Что бы там ни говорили, а современная наука ещё не может ответить на этот вопрос однозначно. Поэтому я предлагаю подискутировать на тему – чего же больше принесла религия человечеству: добра и света или совсем наоборот? |
Уже в древности языческие культы играли двоякую роль. С одной стороны, они работали на появление разумной организации общества через систему разнообразных запретов, которые сдерживали животные инстинкты. С другой стороны, некоторая часть языческих культов поощряла в том числе и человеческие жертвоприношения.
Хотя, в целом, наверное, можно сказать, что на первоначальном этапе развития человечества религия была скорее благом, поскольку давала людям психологический комфорт, избавляя их от страха перед огромным непознанным миром.
Гораздо сложнее судить о роли религии в последующий период. С одной стороны, практически все крупнейшие религии последних столетий учат человека гуманному отношению к другим людям и дают верующим всё тот же психологический комфорт в сложных жизненных ситуациях. С другой стороны, те или иные учения распространяются среди масс такими же людьми, а не непорочными ангелами. А в результате мы имеем многие столетия религиозных войн, которые есть и сегодня.
Кроме того, практически любая, господствующая в том или ином государстве религия, рано или поздно становится на службу государства. И, к примеру, та же православная церковь на Руси долгое время была опорой крепостного права, утверждая, что власть помещиков «от Бога».
Таким образом, как мне кажется, религия будет благом для общества, если она будет максимально отделена от государства и если сами религиозные деятели будут проявлять максимальную терпимость к представителям других религий.
В этом плане православие в большинство периодов отличалось относительной терпимостью к другим конфессиям и верам. Однако сегодня в нём есть ряд деятелей, которые, как у меня создаётся впечатление, готовы вести борьбу с любыми проявлениями религиозной жизни, если она не проходит под контролем РПЦ.
Тот же скандально известный православный сектовед Александр Дворкин, как хорошо сказал о нём доцент Московской православной духовной академии Р. М. Конь, навязывает Русской православной церкви чуждое ей «антикультисткое» отношение к нехристианским религиям и ересям, подменяя богословскую православную аргументацию обвинениями в адрес «сект» в уголовных преступлениях, связях с зарубежными спецслужбами, аморализме и прочее.
Более подробно о многочисленных скандалах и судах вокруг Дворкина можно сейчас почитать даже в довольно благожелательной в целом статье о нём в Википедии.
А вообще, забавно, что Дворкин любит обвинять оппонентов в связях с западными организациями, хотя при этом сам принял крещение в нью-йоркском храме, будучи в иммиграции, и работал там на радио «Свобода», которое финансировалось Конгрессом США.
Впрочем, когда в мае 2009 года Комиссия США по международной религиозной свободе представила президенту Бараку Обаме, Конгрессу США и общественности доклад о проблемах обеспечения религиозной свободы в ряде стран мира, в том числе в России, наша страна попала в этот список, в частности, из-за созданного недавно при Министерстве юстиции Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы, председателем которого как раз оказался Александр Дворкин.
Авторы доклада указывали на его резкие заявления об Обществе сознания Кришны, Свидетелях Иеговы, неопятидесятниках и некоторых исламских группах, а также на отсутствие у Дворкина "академического образования в области религиоведения". (Источник)
А ведь подобных Дворкину деятелей хватает не только в православии. В результате борьба с религиозными учениями, наносящими вред их последователям, порою подменяется банальной религиозной конкуренцией. И здесь мы видим те же религиозные войны, только в несколько иной форме.
Впрочем, если всего несколько веков назад свирепствовала инквизиция и религиозные войны в форме открытых кровопролитий почти беспрестанно бушевали на значительной части мира, то, глядя на день сегодняшний, можно сказать что взаимоотношения общества и религии всё-таки движутся в правильном направлении. А когда религия окончательно станет цивилизованной, то, мне кажется, она, действительно, станет опорой человечества.