"Когда идет такая борьба с коррупцией, наведение порядка в стране, безусловно, есть большое сопротивление бюрократии, которая привлекает для этого все возможности и меры, в том числе платят деньги за печатание различной информации, в различных газетах по всему миру" - отвечает Янукович. Вот и вся интерпретация. Мир, он конечно же, устроен также, как и Украина. Достаточно просто заплатить деньги журналисту или конкретному изданию - чтобы в нем появилась неправильная статья. И тогда какая задача стоит перед украинской властью? Реагировать на неудобные публикации, задумываться о их последствиях? Вовсе нет - обеспечить "правильные" репортажи и тексты.
Представляете, какие финансовые возможности открываются для тех, кто внушает Виктору Януковичу это представление о мире? А если прибавить к журналистам еще и чиновников? Ведь после предоставления политического убежища Богдану Данилишину один из депутатов правящей партии говорил о коррумпированных чиновниках, пошедших навстречу Юлии Тимошенко? Так если еще и чиновников начать покупать - чтобы не принимали неправильных решений, чтобы прямо из Госдепартамента или из Еврокомиссии звонили в Прагу с требованием немедленно выдать Данилишина или еще кого-нибудь торжествующему украинскому правосудию? Мир же так устроен - покупаешь кого надо, он нагибает кого надо. Ну и еще сохранять лицо.
Сохранение лица - это когда можно предъявить телевизор. "Я говорю, скажите, какие именно: сократилась любая программа свободы слова в Украине - нет не сократилась, все каналы как показывали программы свободы слова, так и показывают". То, что свобода слова - это не совсем программа "Свобода слова", а реакция власти на общественные настроения - остается за кадром интервью президента. Разумеется, Виктор Янукович не смотрит телевизор, по которому с недавних пор стараются показывать только хорошие новости - а тех, кто хочет показать не очень хорошие, с помощью все того же торжествующего правосудия изгоняют из эфира. Но президент прекрасно знает, что заставляет его лично заметить народ: Майдан, а не телевизионное шоу. И уже этот факт ставить под сомнение любые президентские декларации. Если бы в Украине действительно была бы настоящая свобода слова, власть прислушалась бы к замечаниям о сути подготавливаемого ею Налогового кодекса. Эти замечания звучали в телеэфире на протяжении нескольких месяцев перед Майданом, но власть только отмахивалась от критиков как от надоедливых мух. И только когда люди вышли на улицы, оказалось что у власти есть уши.
Ну а объяснение ситуации, сложившейся с Данилишиным - это уже сам Янукович с его искренним непониманием разделения властей. "Данилишин не политик, он вообще не занимался политикой. Он был простой чиновник, сидевший на разрешениях, в системе лицензирования, он был министром экономики, и он ввел коррупционные схемы, за это его привлекают к ответственности, там никакой политики нет. Он никогда не занимался политикой, поэтому я не понимаю, зачем ему политическое убежище. Так или иначе, когда-нибудь ему придется отвечать за эти преступные действия. И мы оказывали ему возможность защитить себя, найти оправдание тем действиям, которые он делал, когда работал на этой должности"
Янукович не понимает, почему Данилишину предоставлено политическое убежище - потому что не готов понять, что в окружающем мире никто не верит в справедливость украинского правосудия и независимость правоохранительных органов. Он не понимает, что дает критикам нынешней власти дополнительные аргументы, когда заявляет о "преступных действиях" Данилишина - потому что такую оценку может давать судья, а не чиновник. И еще президент не понимает самого главного: рано или поздно придется отвечать и тем, кто пытается выстроить декорацию свободы вместо свободы и имитацию правосудия вместо правосудия - да еще и хочет чтобы весь мир в это поверил.
© Виталий Портников