
Ну что ж, вот и дождались мы премьеры фильма Алексея Учителя "Край" - старт на 1-м месте в нашем прокате с результатом 2,5 млн. долларов (810 копий). Безусловно, это красивый фильм - тайга сибирская великолепна, только бери и снимай, особенно, если на это выделено более 10 млн. долларов бюджета. И режиссер талантливый, тонкий, думающий - один "Дневник его жены" чего стоит. И продюсер своими кассовыми успехами известен - Ночной и Дневной дозоры, Турецкий гамбит, Адмирал, Ирония судьбы-2 - только эти четыре фильма, которые "курировал" Константин Эрнст, собрали в сумме 180 млн. долларов. Да и главный актер хорош - вчера читала интервью Машкова о том, что он даже ел отдельно от всех актеров, чтобы погрузиться в роль, сыграть "на разрыв". То есть, все составляющие успеха имеются и шансы на тот же "Оскар" есть.
Но я согласна с мнением Андрея Архангельского, которого я тут уже цитировала. Андрей, как мне кажется очень четко понял логику отбора именно этого фильма на фестиваль в "Торонто" и на "Оскар" - "За это кино ни в коем случае не может быть стыдно... Тут нет никаких корпоративных интриг и государственного умысла. Просто образ русского человека тут наиболее цельный, как говорится, и репрезентативный. Это долго отыскиваемый нашим киноискусством компромисс — между свободой и несвободой, между здоровой самокритикой и самолюбованием, между бюджетом и художественностью, наконец, между западным представлением о нас и тем, какими бы мы хотели выглядеть в глазах Запада. Алексей Учитель совершенно, кажется, незаметно достиг того, чего пытались достичь многие: он нашел формулу большого русского кино, которая сегодня устраивает всех.
На "Оскаре" всегда и побеждало нечто похожее из России — когда славянская душевность сочеталась с европейской формулой успеха, как в "Москва слезам не верит". Однако если раньше образ русского человека апеллировал к культуре и интеллигентности, то теперь русское кино "продает" Америке именно того героя, который ей более всего близок: тип русского дикаря, в лучшем случае свободолюбивого животного. Наше кино словно бы устало бороться с обухом: "Да, мы дикари,— говорит оно.— Бойтесь нас. Мы победим и, может быть, даже съедим вас. Хороших выходных".
Фильм действительно о дикости и первобытности - человеческих нравов и природных красот, о том, что русского тошнит от любого порядка, от любого начальства, правил и установок, поэтому ему так и мила свобода. Край, короче.